@ARTICLE{26543118_191213827_2016, author = {П. А. Сафронов and К. Д. Сидорова}, keywords = {, история образования, инновационное педагогическое движение, субъективная эмансипациясубъективирование инноваций}, title = {Субъективные инновации: педагогическое движение в условиях радикальных социальных изменений}, journal = {Вопросы образования}, year = {2016}, number = {3}, pages = {224-237}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2016--3/191213827.html}, publisher = {}, abstract = {Сафронов Петр Александрович - кандидат философских наук, научный сотрудник Центра изучения инноваций в образовании Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: psafronov@hse.ru Сидорова Ксения Дмитриевна - стажер Центра изучения инноваций в образовании Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: sidorovakd@hse.ru Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20Исследуются причины, по которым инновационное педагогическое движение, развернувшееся во второй половине 1980‑х годов, относительно быстро исчерпало первоначальный импульс и не стало устойчивым фактором институционального развития в России. На основе интервью с участниками инновационного движения, а также нарративного анализа материалов периодики и архивной документации авторы обосновывают тезис о преобладании в инновационном движении задачи субъективной эмансипации, усвоения культуры свободы над целями организационно-проектного управления. Показано, что педагогическое движение испытывало зависимость от организационных форм, встроенных в позднесоветский социальный порядок. Развитие инноваций происходило в рамках ситуаций особого типа: отдельные коллективы, выстроенные вокруг фигуры того или иного автора, были способны учреждать новое как субъективное достояние, но не могли его удерживать и развивать в институциализированных формах. }, annote = {Сафронов Петр Александрович - кандидат философских наук, научный сотрудник Центра изучения инноваций в образовании Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: psafronov@hse.ru Сидорова Ксения Дмитриевна - стажер Центра изучения инноваций в образовании Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: sidorovakd@hse.ru Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20Исследуются причины, по которым инновационное педагогическое движение, развернувшееся во второй половине 1980‑х годов, относительно быстро исчерпало первоначальный импульс и не стало устойчивым фактором институционального развития в России. На основе интервью с участниками инновационного движения, а также нарративного анализа материалов периодики и архивной документации авторы обосновывают тезис о преобладании в инновационном движении задачи субъективной эмансипации, усвоения культуры свободы над целями организационно-проектного управления. Показано, что педагогическое движение испытывало зависимость от организационных форм, встроенных в позднесоветский социальный порядок. Развитие инноваций происходило в рамках ситуаций особого типа: отдельные коллективы, выстроенные вокруг фигуры того или иного автора, были способны учреждать новое как субъективное достояние, но не могли его удерживать и развивать в институциализированных формах. } }